Приложение ° 2
ОБ АНТИСЕМИТСКОЙ РАБОТЕ ДУХОВЕНСТВА
Совершенно секретно
Церковниками беспрерывно ведется агитация =за
веру°, =за родину°, =за Христа° и т. д. Агитация принимает то
открытую, то явную форму и носит яркий отпечаток национализма,
в черносотенном понимании этого слова. Смысл всей агитации =
натравить обывателя на =жидов°. Отдельные скрытые прорывы и
имеющийся материал дают все основания для утверждения
антисемитской подоплеки агитации и стремления использовать
против власти таящийся антисемитизм.
Начиная с самого собора [19]17 г. все
духовенство, а с 23 года тихоновское [21], в своих
проповедях, беседах, посланиях вбивают мысль о гонении на веру
со стороны =жидов°. Во многих случаях слово =жид° не говорится
открыто, а заменяется словами =чужеземец°, =иноверец°. Все
члены ВКП(б) и сторонники советской власти объявляются или
=жидами°, или продавшимися =жидам°.
Основным содержанием агитации является
изложение так называемых] =Протоколов сионских мудрецов°,
написанных Нилусом в 1921 г. в книге под названием =Антихрист°
и изданной в Петербурге и напечатанной в Киево-Печерской
лавре. Несколько экземпляров этой книги, трактующей о захвате
евреями всего мира, отобраны у арестованных
церковников-черносотенцев.
В январе 1924 г. не отказались прибегнуть к
использованию протоколов и евангелистские христиане [...]
Очень редки случаи агитации за христианство,
за веру, за Бога, против отделения церкви от государства без
указания на то, что большевики-жиды изгоняют православных
их храмов, издеваются над православной верой.
Излюбленным мотивом против антирелигиозной
пропаганды является утверждение, что =только христиане ругают
свою веру°, а еврейскую и татарскую не трогают. =Вся
поповщина°, при поддержке в этом случае сектантства,
использует антисемитизм против безбожья.
Во многих случаях контрреволюционной
пропаганды в церковном духе усиленно муссируются утверждения о
=жидовском° происхождении наркомов и местных властей. В
случаях же закрытия церквей противники закрытия заявляют:
=Жиды отбирают церкви°.
Среди же беспоповцев Урала (старообрядцы) до
сего времени пользуются популярностью разговоры на тему об
отбирании церквей под синагоги.
Взрыв антисемитской агитации наблюдался при
изъятии церковных ценностей в [19]22 г. В Шуе и Вознесенске и
других местах озлобленные толпы кричали: =Снять все ценности с
жидов, комиссаров и их жен, а церковные не трогать°. Агитаторы
разжигали настроение масс указаниями =жиды отбирают ценности°.
В Ленинграде во время беспорядков при изъятии [церковных
ценностей] в толпе раздавались прямые угрозы и призывы: =Идем
бить жидов°. Священник Огородников в Марийской области в
том
же
году призывал не отдавать ценности, так как отбирают =жиды°,
звал объединяться, вооружаться и идти против =жидов°.
Московский процесс в 1919 г. над причтом
церкви Вас[илия] Блаженного по поводу =святого отрока
Гавриила°, убиенного евреями, и заявление епископа Рязецева на
допросе в [19]23 г. в том, что у него нет уверенности в
отсутствии у евреев ритуального употребления человеческой
крови, в достаточной степени характеризуют живучесть
антисемитских настроений поповщины.
С появлением обновленческого движения
антисемитская агитация перенеслась
и
на
них. Наиболее сознательные церковники, учитывая последствия
церковного раскола, начинают твердить, что обновленцы
подкуплены =жидами°, которым-де выгодно уничтожение
православия. Священник Бех в Ижевске еще в [19]22 г. заявил,
что он будет молиться за =жидов°, т. е. за обновление. Во
время и после первого собора обновленцев в Москве велась
агитация на тему, что собор куплен =жидами°.
Нередко при обысках у церковников
обнаруживается антисемитская литература.
В подпольных воззваниях приходских советов
очень часто употребляется во всех вариациях термин =жид°.
После смерти Ленина (1924 г.) евангельский
проповедник в г. Москве заявил: =Теперь нами будут править
евреи-анархисты°.
Довольно показательным является и разговор
рабочих МОГЭСа: =Ленин был свой, русский человек, кто же будет
теперь°.
Необходимо отметить, что во всей заграничной
монархической религиозной литературе антисемитская агитация
занимает видное место.
ГА РФ, ф. 374, оп. 27, д. 1096, л. 62=64.
Копия.
|