Приложение ° 2

ОБ АНТИСЕМИТСКОЙ РАБОТЕ ДУХОВЕНСТВА

Совершенно секретно

Церковниками беспрерывно ведется агитация =за веру°, =за родину°, =за Христа° и т. д. Агитация принимает то открытую, то явную форму и носит яркий отпечаток национализма, в черносотенном понимании этого слова. Смысл всей агитации = натравить обывателя на =жидов°. Отдельные скрытые прорывы и имеющийся мате­риал дают все основания для утверждения антисемитской подоплеки агитации и стремления использовать против власти таящийся антисемитизм.

Начиная с самого собора [19]17 г. все духовенство, а с 23 года тихоновское [21], в своих проповедях, беседах, посланиях вбивают мысль о гонении на веру со стороны =жидов°. Во многих случаях слово =жид° не говорится открыто, а заменяется словами =чужеземец°, =иноверец°. Все члены ВКП(б) и сторонники советской власти объявляются или =жидами°, или продавшимися =жидам°.

Основным содержанием агитации является изложение так называемых] =Протоколов сионских мудрецов°, написанных Нилусом в 1921 г. в книге под названием =Антихрист° и изданной в Петербурге и напечатанной в Киево-Печерской лавре. Несколько экземпляров этой книги, трактующей о захвате евреями всего мира, отобраны у арестованных церковников-черносотенцев.

В январе 1924 г. не отказались прибегнуть к использованию протоколов и евангелистские христиане [...]

Очень редки случаи агитации за христианство, за веру, за Бога, против отделения церкви от государства без указания на то, что большевики-жиды изгоняют право­славных их храмов, издеваются над православной верой.

Излюбленным мотивом против антирелигиозной пропаганды является утверждение, что =только христиане ругают свою веру°, а еврейскую и татарскую не трогают. =Вся поповщина°, при поддержке в этом случае сектантства, использует антисемитизм против безбожья.

Во многих случаях контрреволюционной пропаганды в церковном духе усиленно муссируются утверждения о =жидовском° происхождении наркомов и местных властей. В случаях же закрытия церквей противники закрытия заявляют: =Жиды отбирают церкви°.

Среди же беспоповцев Урала (старообрядцы) до сего времени пользуются популярностью разговоры на тему об отбирании церквей под синагоги.

Взрыв антисемитской агитации наблюдался при изъятии церковных ценностей в [19]22 г. В Шуе и Вознесенске и других местах озлобленные толпы кричали: =Снять все ценности с жидов, комиссаров и их жен, а церковные не трогать°. Агитаторы разжигали настроение масс указаниями =жиды отбирают ценности°. В Ленинграде во время беспорядков при изъятии [церковных ценностей] в толпе раздавались прямые угрозы и призывы: =Идем бить жидов°. Священник Огородников в Марийской области  [ в >   < том >   < же >  году призывал не отдавать ценности, так как отбирают =жиды°, звал объединяться, вооружаться и идти против =жидов°.

Московский процесс в 1919 г. над причтом церкви Вас[илия] Блаженного по поводу =святого отрока Гавриила°, убиенного евреями, и заявление епископа Рязецева на допросе в [19]23 г. в том, что у него нет уверенности в отсутствии у евреев ритуального употребления человеческой крови, в достаточной степени характеризуют живучесть антисемитских настроений поповщины.

С появлением обновленческого движения антисемитская агитация  < перенеслась >   < и >   < на ]  них. Наиболее сознательные церковники, учитывая последствия церковного раскола, начинают твердить, что обновленцы подкуплены =жидами°, которым-де выгодно уничтожение православия. Священник Бех в Ижевске еще в [19]22 г. заявил, что он будет молиться за =жидов°, т. е. за обновление. Во время и после первого собора обновленцев в Москве велась агитация на тему, что собор куплен =жидами°.

Нередко при обысках у церковников обнаруживается антисемитская литература.

В подпольных воззваниях приходских советов очень часто употребляется во всех вариациях термин =жид°.

После смерти Ленина (1924 г.) евангельский проповедник в г. Москве заявил: =Теперь нами будут править евреи-анархисты°.

Довольно показательным является и разговор рабочих МОГЭСа: =Ленин был свой, русский человек, кто же будет теперь°.

Необходимо отметить, что во всей заграничной монархической религиозной литературе антисемитская агитация занимает видное место.

ГА РФ, ф. 374, оп. 27, д. 1096, л. 62=64. Копия.